Содержание:

Столица Италии всегда манила к себе туристов. Виной тому не только памятники архитектуры древнего Рима, но и развитая инфраструктура, а также культурное наследие и неоспоримая романтика. Будучи в Италии, я конечно же, позволила себе насладиться красотами этого города.

История этого города уводит в античное прошлое. Даже сейчас не перестают вестись раскопки прямо посреди центральных улиц.

Граница между прошлым и настоящим еле уловима — современную архитектуру трудно себе представить без:

  • колонн,
  • арок,
  • храмов,
  • церквей,
  • башен,
  • фонтанов,
  • лестниц и обелисков, доставшихся по наследству от мастеров разных:
    • эпох,
    • культур,
    • религий,
    • стилей,
    • жанров и направлений.

Этакий итальянский фьюжн, дурманящий голову тысячам туристам, ежедневно наполняющим эту точку планеты своим присутствием. Да, имейте ввиду — если вы путешествуете не одни, потеряться здесь не трудно.

Особенно в толпе посетителей главных достопримечательностей.

к содержанию ↑

Архитектура города: от древности до наших дней

Из архитектуры античного города до наших дней сохранились:

  • Римские форумы,
  • Пантеон,
  • древняя Аппиева дорога,
  • термы Карракаллы.

Римский форум и Императорские форумы представлены следующими строениями:

  • Колонна Траяна и Форум Траяна,
  • Траянский рынок и Форум Августа,
  • Храм Марса Мстителя и Форум Нервы,
  • Форум Юлия Цезаря и Табулярий,
  • Храм Веспасиана и Арка Септимия Севера,
  • Храм Сатурна и Колонна Фоки,
  • Курия и Базилика Эмилия,
  • Священная улица и Базилика Юлия,
  • Храм Антонина и Фаустины,
  • Храм Юлия Цезаря и Круглый храм Ромура,
  • Храм Весты и Храм Кастора Полидевка,
  • Базилика Максенция и Дом Весталок,
  • Арка Тита, Храм Венеры и Ромы,
  • Арка Константина и Колизей.

Римские зодчие переняли опыт у древних греков и создали свой собственный стиль, отличающийся социальной значимостью строений.

Наряду с храмами возводилось большое количество общественных застроек, на которых проводились:

  • представления,
  • народные собрания,
  • суд.

Колонны и ордера характерны как памятникам архитектуры древней Греции, так и этого города. Хотя ордер для римлян носил скорее декоративный характер.

Особым изобретением римлян является ордерная аркада. Они придерживались строгой симметрии, при этом большое значение имела форма сводов.

к содержанию ↑



Чудеса архитектуры

Среди памятников древности одним из чудес архитектуры императорской столицы Италии безусловно можно считать Колизей.

Это огромный амфитеатр, уцелевшие до наших дней, части которого не перестают восхищать своим древним великолепием. Его истинное название — Амфитеатр Флавия.

Он был своего рода гигантским стадионом, собиравшим римлян на:

  • цирковые игры,
  • бои гладиаторов,
  • морские сражения.

Колизей представляет собой своеобразный эллипс, 155-187 метров в диаметре. Его высота с внешней стороны около 50 метров.

Снаружи амфитеатр обрамляет множество арок. Меня поразили не только масштабы, но и простота и вместе с тем величие этого строения. Ведь даже сегодня, Колизей является визитной карточкой и гордостью, восхищая изумленных туристов.

Но всё же, столицу Италии трудно себе представить без:

  • барочных фасадов церквей,
  • лестниц,
  • статуй и фонтанов, украшающих современные улицы города.

Зародилась архитектура барокко именно здесь и представлена наилучшим образом. Вечный город был центром культурной жизни того времени. Выдающимися зодчими этой эпохи были:

  • Франческо Борромини,
  • Джанлоренцо Бернини,
  • Пьетро да Кортона.

Характерными чертами римского барокко были наличие четких композиционных осей и активное использование рельефа в градостроительстве, полукруглая или овальная форма площадей открытого типа, чаще всего по оси к композиции располагается центральное здание (дворец или церковь).

Организация архитектурных композиций того времени непременно украшена:

  • скульптурами,
  • фонтанами,
  • интересными рисунками мощения.

Самым элегантным примером барокко я считаю площадь Навона. Она повторяет планометрию Стадиона Домициана, находившегося на этом месте в прошлом.

В её центре расположен фонтан Рек выдающегося Бернини, который создавал его в качестве основания для египетского обелиска. Статуи фонтана олицетворяют четыре реки:

  • Нил,
  • Ганг,
  • Дунай,
  • Рио делла Плата.

По бокам площади разместились ещё два фонтана:

  • фонтан Мавра,
  • фонтан Котельщиков.

Они были созданны по проекту Джакомо Делла Порто и доработанные Бернини. Во главе площади находится легендарная церковь св. Агнессы на Арене. На площади, конечно же, всегда много туристов и художников, продающих свои работы.

к содержанию ↑

Жемчужина города

Настоящей жемчужиной среди барочных памятников архитектуры я считаю фонтан Треви. На него можно выйти по улице Via delle Muratte, находящейся справа от центральной улицы Корсо.

Этот роскошный фонтан имеет внушительные размеры и украшен прекрасными статуями и барельефами. Удивительно, но вместе с камнями и шумом падающих из них вод, эта настоящая сценография XVII века составляет фасад большого дворца.

Композиция из статуй повествует сюжет легенды о воинах, нашедших источник чистейшей воды. В центре композиции статуя Океана, стоящего в карете в виде раковины с крылатыми конями.

Как и во многих туристических городах, здесь есть свое знаковое место — у фонтана Треви туристы загадывают желание и бросают монетки.

Спроектирован фонтан архитектором Сальви и украшен скульптурами работы учеников Бернини.

Моё путешествие по Вечному городу длилось всего один день. Конечно, этого не достаточно, чтобы увидеть все достижения Рима в архитектуре.

к содержанию ↑

Маршруты для туристов

Есть восемь туристических маршрутов, проходя по которым можно ознакомиться с основными архитектурными и художественными шедеврами города.

Первый маршрут:

  • Капитолийский Холм,
  • Императорские Форумы,
  • Колизей,
  • Римский Форум,
  • Палантин.

Второй маршрут:

  • Театр Марцелла,
  • остров Тиберина,
  • Боарский Форум,
  • Собор Св. Павла,
  • ЭУР.

Третий маршрут:

  • Квиринал,
  • улица Венето,
  • Римский Национальный Музей,
  • Собор Пресвятой Девы Марии «Великой».

Четвёртый маршрут:

  • Храм Св. Петра в веригах,
  • Моисей,
  • Церковь Св. Климента,
  • Святая лестница,
  • Латеранский Собор.

Пятый маршрут:

  • Аргентинская башня,
  • Цветочное поле,
  • Яникульский холм,
  • Храм Пресвятой Девы Марии на Трастевере.

Шестой маршрут:

  • Фонтан Треви,
  • «Тринита дей Монти»,
  • Галерея Боргезе,
  • Этрусский Музей.

Седьмой маршрут:

  • Церковь Пресвятой Девы Марии над Минервой,
  • Пантеон,
  • Площадь Навона,
  • Замок Св. Ангела.

Восьмой маршрут:

  • Древняя Аппиева дорога,
  • Термы Каракаллы,
  • Катакомбы Св. Себастьяна,
  • Св. Каллиста и Домициллы.

И конечно же, особого внимания заслуживает Ватикан — независимое государство, расположившееся в столице Италии. Несомненно, центральной фигурой архитектуры Ватикана является Собор Святого Петра, венчаемый величественным куполом работы Микеланджело.

В следующий раз, планируя путешествие, думаю, что уделю этому городу, как минимум, неделю.


Галина Каширина для airfinder.ru