Мы плохо знаем даже историю собственного государства, не говоря уже об истории соседних стран. Да, собственно говоря, зачем нам знать историю, например, Узбекистана. У рядового обывателя представление об этой стране в лучшем случае формируется на основе исторических блокбастеров, будь то «Белое солнце пустыни», «Иван Грозный» или, скажем, «Гладиатор».

Я не совсем рядовой обыватель и не раз бывал во многих городах и сёлах Средней Азии, общался с местным населением, жил с ними, но необходимости проследить корни её уникальной культуры и, в частности, архитектуры раньше не возникало.

Вообще до восприятия чего бы то ни было нужно дорасти. Можно всю жизнь ходить по улице мимо шедевра архитектуры и не замечать его, потому что он отсутствует в твоей картине мира. Априори там присутствует совсем немного вещей, связанных с физиологией (пища, секс, продолжение рода) и психологией (реализация доминантности). А вот разного рода абстрактные понятия, игра ума и разума появляются там раньше или позже, если вообще появляются.

Поэтому в детстве, когда целью моих поездок в Среднюю Азию были горы, города я воспринимал только как географическую точку на карте путешествия, через которую проходит маршрут подъездов к основной цели. Целью моих ранних путешествий по Средней Азии были горы
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

И только когда я решил упорядочить свой фотоархив, разложить всё по полочкам в русской храмовой архитектуре, в руки попала старая фотография Самарканда, и мне захотелось понять, «откуда растут ноги» у исламской архитектуры. Медресе Шер-Дор на площади Регистан в Самарканде. Картина В. Верещагина, 1869—1870 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Тогда я сел на самолёт и оказался в Узбекистане. Самарканд, Бухара, Хива… Города-музеи под открытым небом, где каждое сооружение просится на снимок и погружает в стародавние времена.

Читайте также  Путешествие на Кон-Тики. Как Тур Хейердал превратил авантюру в сенсацию?

Начнем, пожалуй, с Бухары. Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Восприятие города каждым из нас зависит от тысячи мелочей, из которых и складывается цельная картина и отношение к нему. Ну и, конечно, ожидания… Несмотря на то что в Бухаре меня не ждали, да и у меня каких-то особых ожиданий не было, вписался я в неё вполне удачно, а потому и впечатления остались самые хорошие.

В отличие от Хивы, а точнее, Ичан-Калы, где всё компактно, Бухара более разбросана и многообразна. Более утончённа, рафинирована и, в то же время, приспособлена под приезжего туриста-бездельника. Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Главное — не спешить, и всё получится.
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Хочется рассказывать обо всём, но всё же постараюсь ограничиться только архитектурой. А архитектура здесь замечательная… Галереи медресе Кукельдаш
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Мечеть Боло-Хауз была построена по приказу эмира Шахмурада в самом конце XVIII века
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Потолок мечети Боло-Хауз
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Вид сверху на мечеть Пои-Калян
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Ну и немного истории с географией, как же без этого. Бухара расположена от Хивы в 400 км на юго-восток. Даже по нынешним меркам это немало, хотя климат и рельеф практически не отличаются. Зато вот предыстория отличается весьма и весьма.

Если Хива обосновалась на землях древнего Хорезма, то Бухара расположена на территории бывшей Согдианы. Но главное — она не только территориально наследует ей, но и в культурном смысле тоже. Разрыв цивилизаций здесь не был таким разительным, как в Хорезме. Достаточно сказать, что культурный слой в Бухаре насчитывает 20 метров, так что какая-никакая преемственность существовала всегда. Мавзолей Саманидов. С него начиналась культовая архитектура Бухары
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Читайте также  Достопримечательности Флоренции за один день

Если не заглядывать в самое далёкое прошлое истории стран, то я бы выделил три фактора, которые влияли на формирование Бухары как отдельного феномена Средней Азии.

Прежде всего, это ислам, который принёс сюда на остриях своих копий известный арабский завоеватель — полководец Кутейба ибн Муслим. Произошло это в начале VIII века, и этот рубеж отмечает начало нового этапа в жизни не только Бухары, но и всей Средней Азии.

Второй фактор, который ярко оттенил своеобразие средневековой Бухары — это её функция города-склада, перевалочного пункта на путях международной торговли. Здесь пересекались пути, ведущие с Дальнего Востока (Китай) на Запад (Византию) и с дальнего Юга (Индия) на Север (Сибирь и Русь). В этот Вавилон добавляли перчику и кочевники, которые постоянно притекали из восточных степей то ли пограбить, то ли поторговать.

Ну и, конечно, бухарские евреи, коих здесь всегда хватало. А из всего этого вытекают огромные богатства местных купцов, которые сформировали Бухару как культурную столицу ислама. И вот это стало третьим фактором, определившим лицо города на много столетий вперёд. Учёность и знания, которые можно было приобрести в Бухаре, особенно привлекали сюда неофитов ислама, который распространялся во все стороны ойкумены. Занятия студентов в единственном действующем медресе Мири-Араб
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Сотни медресе и мечетей никогда не оставались пустыми, формируя мусульманскую элиту. Мулла у входа в медресе Модари-хан, выстроенного Абдулла-ханом II в середине XVII века.
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Что касается истории, то, конечно, Бухара испытала на своём веку всякое. Прошёл через неё в своё время и Чингисхан. Но она снова и снова залечивала раны, разрасталась и украшалась и до сих пор сохранила множество архитектурных памятников. Этот минарет датируют 1127 годом, хотя точных доказательств нет
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Читайте также  Нетуристический Париж. Чем отличается отдых от путешествия?

В следующей статье мы продолжим прогулки по Бухаре, и я расскажу про богатый декор ее архитектурных памятников. В русских церквях расписывали стены картинками на библейские сюжеты, а в исламе ту же роль выполняют изразцовые надписи на стенах
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив