День второй, вторник, 30 сентября. В путешествии я играю роль штурмана, сижу рядом с водителем (правильнее сказать — водительницей) с картой в руках и подсказываю все изменения маршрута, повороты дороги. Поэтому в понедельник вечером внимательно изучаю по картам наш путь в самый большой Национальный парк Колорадо «Скалистые горы» — «Rocky Mountain».
Парк огромен, его площадь 1075 квадратных километров, в нем много озер, рек, разнообразный растительный и животный мир. Это самый популярный парк в Колорадо, за год его посещают свыше трёх миллионов туристов. Въехать в него можно через информационные центры (Visitor Center) как с западной стороны, около озера Гранд Лейк (Grand Lake), так и с восточной, со стороны городка Истес Парк (Estes Park). Вообще-то, часто весь парк «Rocky Mountain» называют как Estes Park. Нам от Денвера до Estes Park ехать около 70 миль, через город Болдер, по федеральной дороге № 36. Выезжаем в 8 часов утра, чтобы засветло вернуться. Пока едем по городскому хайвею, приходится постоять в «пробках», шоссе запружено машинами.
Но вот уже пошли пригороды, стало просторнее. Все ближе и выше становятся горы. Осенние леса на склонах гор радуют глаз яркими красками. Проезжаем небольшие озера, городки. Особенно понравился маленький городок Лионc (Lyons) с разнообразными кафе и магазинчиками вдоль дороги, где торгуют деревянными скульптурками, сувенирами, флагами стран мира, саженцами деревьев и цветами в горшках. Последняя часть дороги идет через огромный Национальный лес Рузвельта, который располагается вдоль восточного края Истес Парка. Через два часа поездки мы уже в городке Истес парк. Он расположен на берегу одноименного озера, очень живописного, из которого вытекают река Томсон (Thompson) и несколько ручьев (Creek). Высота над уровнем моря здесь 2700 метров. Рядом с дорогой большая парковка и информационный центр для туристов. А на красивой площади у реки масса различных магазинчиков и кафе, даже мини-кондитерская фабрика, где изготовляют конфеты и шоколад вручную. И стоит он очень недешево, раза в три дороже, чем обычно в магазинах.
В Информационном центре нас снабжают подробнейшей картой парка, где показаны все достопримечательности, парковки, места для отдыха и пикников, озера, главные вершины и все дороги и тропы. Карта рассказала нам о парке все, что надо знать туристу. От обилия маршрутов и интересных мест глаза разбегаются — их здесь огромное количество, на все вкусы — общая протяженность дорог и троп более 640 км. Есть тропы для пешего туризма, для велосипедистов, специальные конные трассы, и конечно, одна их самых высокогорных автомобильных дорог мира, № 34, или Trail Ridge Road. Она по периметру опоясывает весь парк, ответвляясь на востоке от шоссе № 36 на высоте 2300 метров над уровнем моря, а большая часть ее проходит на высоте более 3000 метров. Отдельные участки дороги на севере и западе с превышением 3000 метров над уровнем моря закрывают для проезда на зиму, с середины октября до начала июня. Так что нам повезло, мы еще можем проехать, и отправляемся на запад, вглубь парка, к вершинам!
Но сначала, по совету работницы турбюро, едем к небольшому, но живописному озеру Мери, где можно увидеть трубы горного водопровода, проложенного в туннеле. Почти по диагонали через весь парк, от Гранд Лейк до Ист Лейк проложен туннель для воды, с трубами большого диаметра, он носит название Alva Adams Tunnel (Water diversion structure). Озеро Мери всего в 4 милях от городка, немного в стороне от главной дороги № 34. Вокруг озера коттеджи, дома, небольшие гостиницы, видна электростанция у подножья горы. На берегу видели рыбаков с удочками. Сделав несколько снимков, решаем ехать вверх, к вершинам парка Истес, по Trail Ridge Road.
Въезд в парк «Скалистые горы» платный, стоит 10 долларов с человека, или 35 на семью до 7 человек, и дается на неделю. Можно выезжать и снова возвращаться, или устраиваться на ночлег прямо в парке: в межгорных долинах есть небольшие гостиницы, деревянные домики, и шесть хорошо оборудованных кемпингов, где у каждого палаточного места есть вода и дрова для костра. Дорога великолепна! С разделительной полосой, на каждой миле стоят знаки ограничения скорости — в зависимости от крутизны от 10 миль в час, до 20 на наиболее ровных участках. Хотя машин немного, никто не нарушает правил, не пытается обгонять. Через определенные промежутки поставлены указатели высоты над уровнем моря, иногда только в футах (1 м = 3,28 фута), чаще и метрах тоже. Погода солнечная, яркая. Природа удивительно разнообразна и необыкновенно красива, и моя юная спутница постоянно восклицает: «Обалденно!!!». У молодежи это теперь высшая оценка красоты. Для удобства туристов в самых живописных местах, где каждому хочется сделать снимок, оборудованы небольшие «карманчики» для остановки на одну, иногда на две машины.
Примерно через каждые 2−2,5 мили есть большие площадки, с туалетами, иногда и с местом для пикника. Удивительно, что на большой высоте, где отсутствует водопровод, установлены биотуалеты, но не в пластиковых или металлических стандартных кабинках, а в деревянных домиках, там очень чисто, нет никакого запаха, и висят сосуды с санитарной жидкостью для рук. И даже предусмотрены, как, впрочем, и по всей стране, туалеты для инвалидов-колясочников, большого размера, ведь на автомобилях они тоже здесь путешествуют. Забота об удобствах путешествующих просто восхищает! Очень понравилась площадка для отдыха в районе Падающей реки — Fall River. Высота там 2511 метров, на реке поставлена небольшая плотина. Опять небольшой информационный центр, так как дорога вскоре разветвляется. Есть магазинчик и кафе, где можно выпить кофе и съесть пончик, отдохнуть и полюбоваться пейзажами.
Так как скорость движения в горы небольшая, да и частые остановки для фотографирования забирали время, то от городка Истес Парк мы проехали чуть больше 30 миль, а потратили около трех часов. Чем выше поднимались в горы, тем извилистее становилась дорога. Сначала по обеим сторонам дороги шел смешанный лес, сосны, совсем как наши, европейские, разноцветные осины, издали очень похожие на березы своими почти белыми стволами, кустарники, редкие ели. Через дорогу часто перебегают белочки. Когда преодолели отметку в 3000 метров, начался сплошной ельник — елки высокие, с острыми вершинами и обилием шишек. А на высоте 3500 метров началась зона тундры, о чем известила очередная табличка у дороги. Но и без таблички было понятно. Как у А. С. Пушкина в стихотворении «Кавказ»: «мох тощий, кустарник сухой…», чахлые травы, низенькие цветочки. Конечно, весной здесь растительность более богатая, но ведь осень уже… Появилось много засыпанных щебнем котловин, лишенных всякой растительности. А на некоторых, самых высоких вершинах, видны небольшие ледники, не стаявшие за долгое лето. Дорога во многих местах шла по кромке глубоких ущелий, обрывов. Мне, честно скажу, было страшновато. Оглянешься назад, а под нами целая горная страна, озера, реки, извивы дорог, как с самолета смотришь!
Очередная табличка известила, что мы в Альпийской зоне, и достигли самой высокой точки на этой Trail Ridge Road — 3713 метров! Доехали до очередного туристического центра «AlpenVisiter Center», после которого дорога поворачивает на юг, к озеру Гранд Лейк. До него еще было почти 30 миль, и мы решили возвращаться. Нам же надо еще было проделать не только путь вниз, к городку Истес Парку, но и вернуться в Денвер. Обратно мы ехали почти без остановок до городка Лионс, где нас вкусно накормили в мексиканском ресторанчике. В Болдере не останавливались, после горных красот город не привлекал, хотя в путеводителях его называют уютным и очень красивым. После посещения Национального парка «Rocky Mountains» мы сделали вывод, что туда надо приезжать не на один день, а по меньшей мере на 3−4, чтобы в полной мере насладиться красотой и отдыхом.
Продолжение следует…